понедельник, 3 января 2011 г.
Политические итоги года
Последний год «нулевых», третий год нахождения на высшем посту Дмитрия Медведева, не внес серьезных изменений во внутриполитический расклад. Долгожданная смена руководителей в регионах прошла в этом смысле достаточно деликатно. "Партия власти" предпринимает лишь косметические меры для камуфлирования застоя. А ответа на главный вопрос-2012 по прежнему нет, и его формулировка также не изменилась: за кого из тандема предложат голосовать россиянам? Ведь других сопоставимых фигур на утоптанном политическом ландшафте не просматривается.
Дмитрий Медведев в течение уходящего 2010 года несколько раз указывал на реальную возможность скатывания политической системы в застой и рекомендовал «Единой России» (и остальным ведущим партиям) провести какие-нибудь мероприятия, которые позволят уйти от этой угрозы.
Болото застоя
«Думаю, что его заявления были связаны не с констатацией факта застоя, а с формулированием угрозы,— сказал гендиректор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов.— То есть, он имел в виду, что застой не поразил систему, но явно ей угрожает».
По словам политолога, месседж президента был воспринят «Единой Россией», которая взялась разрабатывать некие решения, в первую очередь, кадровые, которые позволят скинуть партийный «балласт», решить вопрос с «некоторыми неадекватными местными партийными руководителями», а также избавиться от «мертвых душ» и от криминальных элементов в партийных кругах. Последнее приобрело актуальность не только из-за прямого указания партийного лидера Владимира Путина, но и из-за того, что главные мафиозные боссы Кущевки— Цапок и Цеповяз— оказались членами партии власти .
«Медведев сказал, что партии не успевают за запросами, которые формирует общество,— считает Орлов.— К концу года общественный запрос отлился в запрос на порядок. Соответственно, и партии должны избавиться от неадекватного менеджмента, провести аудит численности».
По словам Орлова, на преодоление застоя играет и приглашение карликовых политпартий выступить в Думе. «За ними есть свой избиратель, например, „Яблоко“ в 2007 получило около 3%— напомнил он.— И выступление в Думе их лидеров— это важный шаг. Думаю, что у „Яблока“ и „Правого дела“ есть шанс в 2011 году, и тогда думская трибуна будет для них постоянно».
Шварценеггер vs желтая «Калина»
У экспертов и общественных наблюдателей сложилось ощущение, что интрига 2012 года в уходящем году так ничем и не разрешилась, да и оба главных на данный момент действующих лица явных ответов тоже не дали.
«Принципиально „проблема 2012“ не изменилась,— сказал политолог Дмитрий Бадовский.— Ответа на главный вопрос, „Кто?“, так и не прозвучало. Если что и изменилось, то не список лиц, а то, что это будут за выборы, какой будет их повестка, что надо будет делать сразу после. 2010 год наметил ряд важный тем, которые безусловно будут превалировать в электоральной кампании: модернизация (как магистральная тема), вопросы национализма, противостояния общественному насилию, борьба с криминалом».
Также Бадовский полагает, что на повестке выборов будет стоять крайне непопулярная пенсионная реформа, а также реформа полиции и остальных силовых ведомств.
В 2010 году определилась и разница в целевой аудитории президента и премьера. Если Путин гарпунил китов и покорял просторы страны на Ладе «Калине», то Медведев обедал гамбургерами с Обамой в американском общепите, возил на «Волге» Шварценеггера и осваивал «Твиттер». «Их общей целью, успешно реализованной в 2010 году, было доказать, что никто, кроме них двоих претендовать на главный приз в 2012 году не сможет», – считает Бадовский.
Выкупая регионы
В уходящем году президент Медведев сделал то, о чем в 2009 году большинство экспертов говорили с большим сомнением— снял с должностей и отправил на пенсию старейших глав российских регионов, отсидевших в своих креслах по 15–20 лет. Причем в большинстве случаев эти отставки прошли гораздо более гладко, чем кто-либо мог себе представить.
«Почти во всех случаях была применена классическая схема выкупа,— говорит член Общественной палаты Вячеслав Глазычев.— Везде наличествовал определенный торг. Так, например, Муртаза Рахимов получил орден вместо решетки. Технологически это не плохо, но загоняет имеющиеся системные болячки вглубь».
По словам Глазычева, кадровый выбор президента в большинстве случаев можно расценивать как удачный. Особенно, по Башкирии и Татарстану. «Поставленный на Калмыкию руководитель не проявил себя до сих пор, но то, что Иллюмжинова надо было снимать, понимали даже овцы в степи», – говорит эксперт. Глазычева огорчает, что до сих пор не решен вопрос главой Мособласти Борисом Громовым, хотя там налицо провал управления на уровне субъекта и МСУ.
«Что касается Лужкова, то скандал с ним был не таким шумным, как мог быть,— рассуждает Глазычев.— Что касается назначения Собянина, то настораживает массив импровизаций в его действиях. Вместо привлечения экспертов, ранжирования проблем на решаемые в ближайшей, средне- и долгосрочной перспективе, ряд его действий носит спонтанный, импровизированный характер».
Обретенный сосед
В области международной политики, наверное, не с кем так активно не развивала отношения Россия в 2010, как с Польшей. Напомним только канву событий: совместный визит премьеров Владимира Путина и Дональда Туска в Катынь на юбилей трагедии 1940 года, затем мистическая авиакатастрофа, унесшая жизни сотни представителей польской политической элиты и последовавшая за ней дружеская поддержка России (как политиков, так и простых граждан). После этого— принятие Госдумой одностороннего извиняющегося заявления по Катыни и визит Дмитрия Медведева в Польшу, а затем, уже в конце года, неожиданный откат Туска, связанный с недовольством результатами расследования аварии Ту-150 авиационными экспертами.
«Отношения стран явно изменились, появилась новая атмосфера— считает первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин.— Возникшая в 1940 году проблема Катыни сохранялась тяжелейшим грузом. Для нас психологически сложно было выделить это преступление из общего ряда трагических эпизодов того времени, не забывайте: мы потеряли во Второй мировой 27 млн. человек, а Польша под Катынью— 20 тысяч».
Как напомнил эксперт, в Польше однозначно негативное отношение к России сохраняют только сторонники партии «Право и справедливость» (братьев Качиньских), а когда Сенат США решал, стоит ли ратифицировать ДСНВ-3 с Россией, в Сенат поступила телеграмма от польского руководства с просьбой сделать это. На практике новые отношения с Польшей вылились также в положительные изменения позиций главы Латвии Валдиса Затлерса, выраженные во время визита в Москву в декабре.
Далекий партнер
Весь 2010 год, по мнению того же Макаркина, продолжалась и объявленная в 2009 «перезагрузка» отношений с США.
«Положительные сдвиги уже есть: подписание и ратификация СНВ-3, выход России на финишную прямую в вопросе вступления в ВТО, облегчение переговоров с Евросоюзом о безвизовом режиме и изменение атмосферы в общении с НАТО,— перечисляет Макаркин.— Альянс даже готов обсуждать с нами проекты совместной европейской ПРО».
Кроме того, можно вспомнить, что Дмитрий Медведев был радушно принят в США и в Кремниевой долине, американские ученые и бизнесмены начинают активно участвовать в проекте «Сколково». Президент принимал в Москве губернатора Калифорнии Арнольда Шварценеггера и сопровождавших его калифорнийских бизнесменов.
Косвенное подтверждение тому, что и США считают Россию важным партнером, дал недавний скандал с сайтом «Викиликс». Российские газораспределительные сети и нефтепроводы оказались в секретном списке мировых объектов, которые нуждаются в охране для обеспечения безопасности США.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий